Об «экономическом факторе»


вернуться в оглавление раздела...

Плеханов Г.В. Избранные произведения и извлечения из трудов. Изд."Мысль", Москва,1977г. OCR Biografia.Ru

Об «экономическом факторе»

...Данным состоянием производительных сил обусловливается известная экономическая структура общества. На этой структуре вырастают известные правовые и политические отношения. Совокупность всех этих отношений отражается в сознании людей и обусловливает собою их поведение. Иногда «экономика» влияет на поступки людей через посредство «политики», иногда через посредство философии, иногда через посредство искусства или какой-нибудь другой идеологии, и только по временам, на позднейших ступенях общественного развития, экономика является в сознании людей в своем собственном «экономическом» виде. Чаще всего она влияет на людей через посредство всех этих факторов вместе, причем их взаимное отношение, равно как и сила каждого из них в отдельности, зависит от того, какие именно общественные отношения выросли на данной экономической основе, что, в свою очередь, определяется характером этой основы.
На различных стадиях экономического развития общества всякая данная идеология в неодинаковой степени испытывает на себе влияние других идеологий. Вначале право подчиняется религии, затем — как, па-пример, в XVIII веке — оно подпадает под влияние философии. Чтобы устранить влияние религии на право, философия должна была выдержать сильнейшую борьбу. Эта борьба представляется борьбой отвлеченных понятий, и нам кажется, что всякий данный «фактор» приобретает или утрачивает свое значение благодаря своей собственной силе и имманентным законам развития этой силы, между тем как на самом деле его судьба целиком определяется ходом развития общественных отношений.
До какой степени судьба всякого отдельного «фактора» -зависит даже от второстепенных особенностей этих отношений, может показать сравнение французской революции с английской. Еще Гизо в предисловии к своей «Histoire de la revolution d'Angleterre» верно указал на то, что обе эти революции вышли из одних и тех же причин и имели одинаковые цели («la tendance etait la meme comme l'origine; les desirs, les efforts, les progres sont diriges vers le meme but») *. Но одинаковые тенденции выразились в Англии не так, как во Франции. В первой из этих стран они приняли религиозную, a во второй — философскую окраску. Это различие в роли «факторов» произошло от некоторых второстепенных различий во взаимных отношениях общественных классов.
Выше мы предположили, что существует только два фактора. Теперь мы должны признать, что их очень много. Во-первых, каждая отдельная научная «дисциплина» имеет дело с отдельным «фактором». Во-вторых, и в отдельных дисциплинах можно насчитать по нескольку факторов. Фактор ли литература? Фактор. А драматическая поэзия? Тоже фактор. А трагедия? Я не вижу, на каком основании можно было бы не признать фактором и ее. А мещанская драма? И она фактор. Словом, факторам несть числа.
Когда противники материалистического понимания истории говорят, что развитие человечества совершается под влиянием многих и весьма различных факторов, они высказывают весьма почтенную истину; но эта почтенная истина сводится к тому, что фактические отношения людей в обществе и историческое развитие этих отношений отражаются в человеческом сознаний под очень многими и очень различными углами, лежащими, на различных плоскостях. Эта неоспоримая истина не может быть пределом нашего научного познания общественных явлений. Так, признав, что английская революция совершилась под сильнейшим влиянием религиозного «фактора», мы должны найти общественные

*«Их тенденции и происхождение были одни ите же; желания, усилия, стремления направлялись к одной и той же цели». — Ред.

причины, обусловившие собою это влияние. Точно так же, признав, что французское общественное движение прошлого века совершалось под философским знаменем, мы должны найти общественную причину преобладания философии. А так как мы уже знаем, чем обусловливаются общественные отношения людей, то многочисленность и многообразие факторов нисколько не мешают нам смотреть на историю с точки зрения материалистического монизма...