Формирование убеждений у учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Основы мировоззрения и убеждений закладываются еще в детском возрасте, но вырабатываются определенные взгляды на жизнь начиная с юношеского возраста, когда люди более сознательно относятся к жизни, ко всему, что они видят, слышат и делают.
У учащихся начальных классов нет еще системы определенных взглядов на мир, но под влиянием школы внеклассного чтения, просмотра кинофильмов и бесед со взрослыми у детей могут складываться определенные идеалы, которым они хотят подражать.
Не формируются у младших школьников в окончательном виде и убеждения, которыми человек сознательно руководствуется в своей жизни и деятельности. И это понятно, так как младший школьник еще не имеет необходимых знаний и морального опыта.
Но уже к 9—10 годам он получает сведения о жизни людей, которых он уважает и любит, об их взаимоотношениях, о целях нашего общества, о борьбе за справедливость, за счастье трудящихся, за построение коммунизма в СССР. Эти сведения должны стать фундаментом для нравственного развития, для формирования идеалов и убеждений школьников.
Заложить в ребенке эти мысли и чувства — обязанность учителя. Если он достаточно часто предлагает школьнику подумать над тем или иным вопросом из области знаний или поведения, побуждая его самостоятельно решать, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо (а в случае ошибочного мнения докажет, в чем ошибка ребенка), то у такого педагога дети быстрее подойдут к умению вырабатывать собственные убеждения и следовать им в жизни.

к следующему параграфу ...