Особенности волевых процессов у учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Воля развивается в процессе жизни и деятельности (игра, учение, труд). В первые годы жизни ребенок постепенно овладевает произвольными движениями и учится выполнять самостоятельно некоторые действия по самообслуживанию. В дошкольном возрасте он уже может ставить перед собой несложные задачи (главным образом в игровой деятельности), добиваться их осуществления и выполнять небольшие обязанности (помощь дома, занятия в детском саду). В эти же годы он способен преодолевать некоторые трудности и в какой-то мере подавлять свои желания (обычно под воздействием старших). Таким образом, ко времени поступления в школу ребенок уже имеет волевые качества, но они еще очень слабо развиты. Поэтому нередко непроизвольные действия у младших школьников преобладают над произвольными. Дети недостаточно умеют контролировать свое поведение, всегда внимательно слушать учителя, в должной мере сосредоточиваться на работе и т. д.
Уже в I классе ребенок начинает проявлять большую целеустремленность, чем в дошкольном возрасте, так как он хочет учиться, рад, что имеет обязанности, как взрослые люди и старшие дети. Новая обстановка, требования, выполнять которые он не привык, вначале делают его нерешительным, робким. Боевой характер некоторых детей, доставлявший хлопоты родителям и воспитателям детского сада, в школе, особенно первое время, проявляется мало.
Первоклассник чувствует серьезность новых порядков, важность всего, что делается в школе. Это способствует воспитанию дисциплинированности школьника. Недаром учителя начальных классов редко жалуются на плохое поведение учащихся.
Стремясь выполнять предъявляемые к нему требования, ребенок боится, что не сможет этого сделать. У него появляется некоторая неуверенность в своих силах, застенчивость, временами даже растерянность. Довольно скоро ребенок осваивается со школьными порядками и начинает чувствовать себя увереннее.
Младший школьник еще не умеет как следует обдумывать решения, принимает их наспех, торопится их выполнить, а потом, быстро охладев к делу, готов оставить его незаконченным. Эта особенность поведения, говорящая о недостаточно развитой воле, особенно заметна у младшего школьника на уроках труда. Ученики I—II классов не привыкли критически оценивать свою работу, им нравится то, что они сделали, и поэтому дети не любят что-то переделывать, совершенствовать. В III классе уже сильнее развита самокритика, которая является одним из важных волевых качеств.
У первоклассников слабо развита и самостоятельность в действиях. Во всем они ждут указаний учителя. Если в дошкольном возрасте (особенно в младшем) дети стремятся проявлять самостоятельность («Я сам, я сам!» — заявляет ребенок, когда старшие хотят что-нибудь сделать за него или просто помочь ему), то в школе такое стремление проявляется меньше.
Недостаточная способность к волевому усилию сказывается у младших школьников и в том, что они не умеют бороться с препятствиями, как внутренними, так и внешними. Им нелегко проявлять настойчивость и терпение, долго заниматься малоинтересной для них работой. Но в процессе обучения приходится заниматься не только интересными делами. Постепенно дети привыкают выполнять не только то, что им нравится, но и то, что необходимо. При этом характерно, что вначале ученик может подавлять свои желания, мешающие выполнять обязанности, только тогда, когда чувствует контроль со стороны учителя. Но как только требования учителя ослабли, поведение ребенка оказалось вне поля зрения старших, от всех его «благих намерений» не остается и следа. Школьник уже сознает, как он должен поступать, но иные желания или лень берут перевес.
Лишь постепенно у учеников развивается чувство долга, следуя которому они поступают правильно и тогда, когда над ними нет контроля. У хорошего педагога бывают такие случаи, когда ученики и в его отсутствие продолжают спокойно работать, выполняя задание.

к следующему параграфу ...