Общая характеристика внимания учащихся начальных классов


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Особенности внимания детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется то, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Поэтому возникшие в коре мозга новый очаг возбуждения заставляет ребенка отвлечься от того, на чем он был сосредоточен. Получается некоторая неустойчивость внимания, непроизвольное переключение его с одного предмета на другой. Этому способствует и сильно развитый ориентировочный рефлекс.
Детская впечатлительность приводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих особенностей внимания младшего школьника — это способность легче сосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях и представлениях. Так, в одной школе первоклассникам предложили сосчитать членов своей семьи и соседей по квартире. Дети сделали попытку выполнить задание в классе, а потом отказались, заявив: «Лучше мы это сделаем дома, когда все соберутся». Данный факт говорит о том, что способность сосредоточиваться на своих мыслях и представлениях (так называемое внутреннее внимание) в этом возрасте еще слабо развита.
В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно его внимание становится более сосредоточенным при занятиях определенным учебным предметом или видом учебной работы. Это зависит от развития дифференцированных интересов ученика.
Таким образом, хотя у детей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте у них начинаег развиваться произвольное внимание. Оно — результат воспитания, общения детей со взрослыми, совместной с ними деятельности.
Нередко детям бывает трудно поддерживать произвольное внимание не только потому, что они не привыкли к волевым усилиям: у них отсутствует еще умение работать терпеливо, не спеша. Это особенно чувствуется, когда дети должны вникать в условие задачи. Учебные задания как на уроке, так и дома не могут быть выполнены, если на них не сосредоточиться. Постепенно ученик привыкает работать внимательно, у него развивается и послепроизвольное внимание.

к следующему параграфу ...