Огромный ассортимент детские магазины в спб, доступные цены и бесплатная доставка.

Влияние на детей учителя, детского коллектива и семьи


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В I классе поведение школьника всецело регулируется учителем, который, как правило, пользуется у детей непререкаемым авторитетом. «Так сказала Мария Ивановна»,— говорит первоклассник, объясняя, почему он сделал именно так, а не иначе. Бывает, что ученик неправильно понимает слова учителя; родители пытаются поправить ребенка, но он упорно стоит на своем, ссылаясь на педагога, не признавая в этом случае авторитета родителей. Но уже во II, а особенно в III классе ученик старается понять, по каким мотивам учитель предъявляет ему те или иные требования. У ребенка возникает свое мнение, которое может расходиться со взглядами педагога, и тогда учитель должен объяснить ученику, почему следует поступать именно так. Это стремление понимать мотивы действий свидетельствует о росте у ребенка осмысленного отношения к действительности. Но авторитет учителя не снижается. Уважение детей к нему настолько велико, что многие школьники III класса уверены, что учитель все знает и все умеет.
Большую роль в развитии младшего школьника играет детский коллектив (коллектив класса и октябрятской группы). Ребенок видит, что его товарищи заняты тем же делом, старается выполнить все не хуже других детей, получает с их стороны одобрение или осуждение. В начале обучения взаимоотношения детей друг с другом проявляются, главным образом, в подражании. Но постепенно у них возникают взаимопомощь и взаимная требовательность. Значение оценки учителя дополняется мнением товарищей, с которыми ребенок начинает считаться все больше.
Важное место в формировании личности младшего школьника занимает пионерская организация, в члены которой он вступает. Участие в общественной работе, взаимопомощь, чувство товарищества, знакомство по книгам и рассказам учителя с героическими поступками детей и подростков, развивающееся понятие о чести — все это действует воспитывающим образом на младшего школьника, готовит его к будущей жизни в коммунистическом обществе.
Психические качества младшего школьника в значительной степени складываются и под влиянием семьи. В общении с родителями, братьями и сестрами ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому семья оказывает огромное воздействие на формирование его личности. Важнейшее значение имеет личный пример окружающих ребенка людей, и прежде всего авторитет родителей. В дружной, крепко спаянной семье, все члены которой проявляют любовь и заботу друг о друге, добросовестно работают, хорошо выполняют свои общественные обязанности, и дети, как правило, вырастают честными, трудолюбивыми и дисциплинированными.
А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».
Влияние школы и семьи на психологию детей находится в прямой зависимости от того, в какой мере учителю удается установить тесный контакт с родителями, проводить с ними единую линию воспитания, помогать им советом и, в свою очередь, через них углублять свои знания индивидуальных особенностей каждого школьника.

к следующему параграфу ...