Особенности психики детей преддошкольного и дошкольного возраста


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Чтобы лучше понять психологию младшего школьника, надо хотя бы кратко ознакомиться с развитием ребенка до школы.
Дитя человека рождается слабым, беспомощным существом, и проходит немало времени, прежде чем оно станет способным к самостоятельной деятельности. На первом году жизни (младенчество} ребенок требует постоянного ухода со стороны взрослых. Его психические процессы ограничиваются по преимуществу ощущениями и восприятиями. Он начинает узнавать близких людей и окружающие его предметы, к которым проявляет различный интерес, любит манипулировать вещами. Лишь к концу года у ребенка появляются начатки речи и первые попытки к ходьбе.
Ребенок постепенно овладевает речью. К концу первого полугодия у него появляется лепет (повторяющиеся слоги: «тятя», «ля-ля»). Во втором полугодии произносимые слоги начинают связываться с отдельными предметами и действиями («мама», «дя-дя» — при появлении людей, «иди-иди» — ребенок тянется к протянутым рукам и т. п.). На втором году он уже произносит отдельные слова, придавая нередко разное значение одному и тому же слову.
На развитие речи в этом возрасте влияет появление способности самостоятельно передвигаться. Третий год жизни — период интенсивного накопления словарного запаса и умения произносить простейшие фразы. В трехлетнем возрасте ребенок владеет примерно тысячей слов и начинает пользоваться грамматическими формами, т. е. изменять слова по падежам, числам, лицам. В возрасте 3—4 лет дети часто занимаются «словотворчеством», создают слова по образцу речи взрослых («копатка» от слова «копать»; «сольница», по образцу слова «сахарница»; «схрабрил», по аналогии со словом «струсил»).
Преддошкольный период (раннее детство ) отличается быстрым овладением членораздельной речью при продолжающемся развитии ориентировочного рефлекса. Овладение навыком ходьбы чрезвычайно расширяет познавательные возможности ребенка. Он уже понимает назначение многих вещей (лопатка - чтобы копать, колесо — чтобы катить, карандаш — чтобы рисовать). В его жизнь входит игра как основной вид деятельности (до школы).
Память в этом возрасте обогащается множеством наименований предметов, причем запоминание происходит без всяких усилий, непроизвольно. (Поэтому наряду с родным языком ребенок легко может овладеть в это время и иностранной речью.)
Поскольку в больших полушариях мозга преобладают процессы возбуждения над торможением, ребенок еще не умеет ограничивать потребности, управлять своим поведением. Отсюда детские капризы, необоснованные требования и плач. Из психических процессов в раннем и преддошкольном возрасте доминирует (преобладает) восприятие. Для ребенка в этом возрасте характерна потребность во впечатлениях, а затем и потребность в подражании движениям и действиям окружающих людей.
В дошкольном возрасте у детей усиленно развивается вторая сигнальная система. У ребенка появляется некоторая способность сдерживать себя, ему становится легче выполнять требования взрослых, уступать товарищам. Игра — основная деятельность детей. Она помогает формированию у них коллективизма, в игре развивается понимание интересов других людей. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре развиваются у детей мышление и воображение.
В процессе игры ребенок осуществляет определенные, не всегда легкие задачи и цели, которые ставит игра, он вынужден подчиняться ее правилам. Все это воспитывает и укрепляет волю. Этому способствуют и требования взрослых, предъявляемые детям.
Дошкольный период характеризуется продолжающимся ростом познавательных интересов и дальнейшим накоплением сведений о мире, это происходит в процессе обучения (особенно в детских садах) и в порядке самостоятельного приобретения знаний и навыков. Дошкольник отличается ненасытной любознательностью. Это проявляется в его вопросах: «Почему? Зачем?»— и постоянном непроизвольном стремлении упражнять себя в действиях, заявляя: «Я сам!» Большую роль в психическом развитии ребенка играет память. Она обогащает его ум множеством понятий и сведений. Для развития психики дошкольника имеет значение и посильный труд, к которому он понемногу начинает приобщаться в семье, в детском саду.
Все это способствует и физическому развитию, и интеллектуальному росту ребенка. У него развиваются внимание, память, мышление, речь, появляется стремление к приобретению знаний, к самостоятельности, возникает интерес к окружающему миру. Ребенок приобретает некоторые практические навыки. Все эти особенности говорят о готовности ребенка к школьному обучению.

к следующему параграфу ...