Понятие о навыках


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Как уже говорилось, любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, осознанно. Однако не все наши движения совершаются под контролем сознания (вспомните о непроизвольных действиях). В нашей произвольной деятельности некоторые движения совершаются почти неосознанно. Так, когда человек идет или бежит, он обычно не задумывается, как поднимать ноги, как сгибать колени, а делает это автоматически. Когда мы пишем, мы не думаем, как написать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать. Нам объясняли, каким образом надо держать в руке ручку, как проводить линии и т. д. Мы не родились с готовыми навыками ходьбы, письма и других действий, а научились выполнять соответствующие движения путем упражнений.
Автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, называются навыками. Навыки характеризуются тем, что действия выполняются легко и быстро, как бы сами собой, с меньшим участием сознания и с наименьшей затратой сил. Опытный мастер лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.
Пианист играет на рояле. Его руки быстро бегают по-клавишам, он не задумывается над тем, в какой момент и куда ставитьтот или иной палец. Получается впечатление, что эти движения он совершает без участия сознания. Однако его игра в целом все время остается сознательной. Когда навык выработан, контроль над отдельными движениями почти отсутствует.
Полный контроль со стороны сознания иногда может даже помешать выполнить действие. Когда человек учится плавать каким-нибудь стилем, он следит за правильностью движений. Но если он научился быстро плавать и теперь старается каждое движение контролировать, это вредно отражается на скорости. Но общий контроль за всей деятельностью, как бы механически ни выполнялись отдельные компоненты, у нас остается, хотя мы и сами часто этого не замечаем. Так, идя по ровной дороге и не осознавая, какие движения совершают наши ноги, мы, едва заметив неровности пути, начинаем ступать осторожнее, обходя любое препятствие, которое встречается на дороге.
Навыки входят почти во все виды нашей деятельности и составляют подавляющую часть всяких движений, которые мы совершаем. Некоторые психологи предполагают, что около 90% всего, что человек делает, он выполняет благодаря выработанным навыкам. Они не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы, освобождают нас от необходимости следить за менее сложными действиями. Так, ученик, пишущий сочинение, мало мог бы думать над его содержанием, если бы из-за отсутствия соответствующего навыка был принужден следить за техникой написания каждой буквы, каждого слова.
Физиологическими основами навыков являются образующиеся в коре мозга в результате повторных движений сложные условные рефлексы, системы временных связей, при которых одно возбуждение вызывает, как по цепочке, серию других возбуждений. Эти системы связей И. П. Павлов, как известно, назвал динамическими стереотипами. Выработка навыков зависит от деятельности не только коры, но и подкорки. Управление автоматизированным навыком осуществляется подкорковыми нервными центрами. Однако контроль за действием остается за корой больших полушарий.

к следующему параграфу ...