.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Работа над своим характером


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Черты характера, которыми обладает человек, имеют огромное значение как для него самого, так и для окружающих людей. Если о ком-то говорят: «Какой у него скверный характер», то обычно такого человека избегают, в коллективе у него нет друзей, совместная жизнь в семье с ним часто бывает невозможной. Человек же, обладающий положительными чертами характера, обычно пользуется любовью и уважением окружающих, родных и друзей.
Некоторые считают, что изменить характер к лучшему невозможно. Иногда человек, обладающий отрицательными чертами, говорит о себе: «Что делать, если у меня такой характер? Я и сам бываю недоволен собой, но ничего не могу сделать». Это неверно. Правда, изменить свой характер, освободиться от отрицательных черт и воспитать в себе положительные - задача сложная, но не невозможная. Для этого прежде всего надо твердо и решительно поставить цель — работать над собой, над воспитанием и (если надо) перевоспитанием характера; необходимо освободиться от излишнего самомнения, постараться критически посмотреть на себя, строже отнестись к своему поведению, чтобы ясно видеть свои недостатки. Человек, который их не замечает или не хочет замечать, никогда не сумеет успешно работать над собой.
Николай Островский писал, что «для самовоспитания надо прежде всего призвать самого себя на собственный беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт».
А. П. Чехов также придавал большое значение самовоспитанию. Одному литератору он советовал написать даже рассказ о том, как «молодой человек выдавливает из себя по каплям раба». Сам он серьезно и настойчиво работал, воспитывая свою волю и характер. «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку, не подобает»,— пишет он жене.
Нередко самому бывает трудно объективно оценивать свои качества. Поэтому следует прислушиваться к мнению других, не обижаться на справедливую критику, помня о том, что со стороны многое бывает виднее. Хороший, дружный коллектив может помочь человеку в работе над воспитанием характера. Живя и работая в группе людей, хочется быть не хуже других. Обещания, данные коллективу, выполнить легче. Положительное, что видишь в товарищах, хочется перенимать. Заметив же у них отрицательные качества, всегда следует посмотреть и на себя, нет ли у тебя таких же недостатков. Иногда тебе самому они не кажутся плохими чертами, а когда их увидишь в другом, то станет ясно, что это — недостатки, от которых надо освободиться.
Очень помогает работе над собой изучение жизни и деятельности выдающихся людей, а также знакомство с положительными героями художественных произведений. Многие люди, и ocoбенно молодежь, определили для себя идеалы, т. е. нашли в жизни или в книгах людей, которыми они восхищаются, на которых хотели бы быть похожими. Для советских юношей и девушек лучшим идеалом был и остается Владимир Ильич Ленин. Ученица X класса написала в сочинении: «Моим образцом является Ленин. Его преданность делу революции, трудолюбие, любовь к народу, борьба за счастье народа, высокая принципиальность — вот черты, которые я оцениваю чрезвычайно высоко и желаю, хотя бы частично, иметь у себя».
В. Маяковский советовал молодежи следовать примеру выдающихся революционеров. Он писал:
Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему
сделать бы жизнь с кого.
скажу,
не задумываясь:
— Делай ее
с товарища
Дзержинского.
Одним из главных условий успешной работы над собой является не только решение измениться к лучшему, но и конкретные действия, направленные к этой цели. Можно совершить благородный поступок один и даже второй раз, и все-таки выполнение таких действий не станет качеством личности, если в третий, четвертый раз и т. д. этих хороших дел совершать не захочется. Поэтому необходимо многократно упражнять себя в нужном поведении, чтобы в результате повторений закрепились соответствующие связи в коре мозга и человек приобрел потребность всегда поступать так, как следует.
Даже и незначительные поступки, если они служат на пользу других и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека. Однажды А. М. Горький высоко оценил маленькое дело, выполненное его сыном, «Ты уехал,— писал ему Алексей Максимович,— а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее — цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,— легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой».
Одним из важнейших условий формирования у человека волевых черт характера является труд. И вообще активная деятельность— одно из важнейших условий формирования положительных черт характера.
Большое значение для воспитания волевых качеств личности имеет дисциплина, строгое соблюдение режима дня. Поэтому и служба в армии оказывает положительное влияние на формирование черт характера. Юрий Гагарин пишет о том, что за время службы в армии он не имел ни одного взыскания, строго соблюдая внутренний распорядок. «Меня радовало,— говорит он, что все в части происходит по расписанию, в точно установленное время: и работа, и еда, и отдых. Меня ни чуточки не тяготило, что это повторяется изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка... поддерживали постоянную боевую готовность и неустанную бдительность».
Говоря о самовоспитании, необходимо отметить, что особенно плодотворно оно в юношеском возрасте. Именно в это время у человека развивается самосознание. Юноша и девушка задумываются о цели жизни, могут критически подойти к себе и к другим, у них появляется желание работать над собой, чтобы стать полезными членами общества.
Но это не означает, что, став взрослым, человек не может изменять себя к лучшему. Своими поступками, действиями, ставшими привычными, он формирует свой характер на протяжении всей жизни.

Вопросы для повторения

1. Что называется характером?
2. Чем объясняются типичные и индивидуальные черты в характере?
3. Каковы физиологические основы характера?
4. Какие черты характера являются положительными, какие отрицательными?
5. Укажите моральные и волевые черты характера.
6. Расскажите о самовоспитании. Укажите некоторые приемы работы над собой.

к следующему параграфу ...