Потребности людей


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Каждую человеческую личность характеризует общая направленность, т. е. те цели, стремления, мотивы, которые возникают на основе потребностей, интересов, убеждений. Эта направленность побуждает человека быть активным, деятельным и проявлять определенное отношение к окружающему миру.
Направленность личности формируется под влиянием потребностей, т. е. проявления нужды, которую человек испытывает в чем-либо.
Потребности бывают биологические, связанные с требованиями организма человека в пище, одежде, жилище, в движении, отдыхе и т. п., и социальные (в том числе духовные, культурные, последние включают стремления к знанию, к удовлетворению интеллектуальных запросов, эстетических вкусов, к общению людей друг с другом). Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей социальной среды.
Биологические потребности у человека являются общественно-личными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биологическая потребность, как влечение к представителю другого пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей социальной среде.
Духовные потребности человека можно разделить на две группы: 1) потребности в информации и 2) потребности в эстетических переживаниях, которые удовлетворяются нашими наблюдениями над природой, чтением художественной литературы, занятиями искусством и т. п.
Особый вид потребностей — потребности в трудовой деятельности, в умственной и физической работе, в творчестве, в создании новых ценностей. Труд необходим как для удовлетворения материальных, физических нужд человека, так и для его нормального психического состояния.
Если биологические потребности есть и у животных, то духовные потребности и потребность в труде свойственны только человеку.
Потребности тесно связаны с эмоциями. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей вызывает соответствующие чувства. Они, в свою очередь, могут вызывать, усиливать или подавлять те или иные потребности. Иногда и само переживание этих чувств становится целью человека, у которого появляется потребность в таком переживании. Так, у культурного человека эстетические чувства становятся потребностью, которую он стремится удовлетворить.
Зная о роли потребностей в формировании личности, следует так организовать процесс воспитания ребенка, чтобы выполнение предъявляемых требований стало его потребностью. А это произойдет тогда, когда ребенок поймет значение предъявляемых ему требований и привыкнет самостоятельно выполнять их.

к следующему параграфу ...