Удобный детский стул moll обеспечивает правильное положение за столом.

Физиологические основы чувств


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В основе, простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга, которая, по словам И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле».
Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, мысль, сознательное отношение к жизни, к тому или иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дают человеку силу подавлять их, вообще управлять чувствами. Внешнее выражение эмоций тоже имеет рефлекторный характер.
Физиологической основой более сложных чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной...»
«Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового».
Павлов считал, что причиной неприятных цереживаний являются столкновения, «сшибки», как он говорил, процессов возбуждения и торможения. «Если я, например, чем-нибудь занят,— писал Павлов, — меня направляет известный раздражительный процесс, и если в это время мне скажут «сделай то-то», мне делается неприятно. Это ведь значит, что сильный раздражительный процесс, который меня занимал, мне надо затормозить и перейти потом к другому. Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, то есть требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т. д.»
Значительную роль в эмоциональной жизни играет и деятельность подкорки, в частности так называемый зрительный бугор. Оттуда идут возбуждения, которые контролируются корой больших полушарий. Если этот контроль и торможение со стороны коры ослабевают (вследствие заболевания или по другим причинам), то человеком по всякому поводу овладевает состояние аффекта, которое он не в силах сдерживать.
Немалое значение имеет для эмоций и симпатическая нервная система. Опытами установлено, что у человека (или животного), находящегося в состоянии повышенного возбуждения (при страхе, сильном раздражении, гневе и т. п.), из надпочечников выделяется особое вещество — адреналин. Под его действием в кровь поступает больше сахара. Все это усиливает работу мышц, необходимую дла активного поведения в моменты возбуждения.
Поскольку в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой, которая руководит работой внутренних органов, то эмоциональные состояния вызывают изменения и в деятельности этих органов.
Эксперименты над животными показали, что раздражение электрическим током одного (совершенно определенного) участка мозга вызывает чувство раздражения, другого — чувство страха, третьего — наслаждения. Таким образом, можно управлять эмоциями животных, посылая в те или иные участки их мозга электрический ток.

к следующему параграфу ...