.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Понятие о мышлении


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Чтобы узнать, какая на улице погода, я могу выйти из дома и непосредственно кожей лица, рук, всего тела ощутить, холодно сегодня или тепло. Это — путь прямого, непосредственного познания окружающей действительности через ощущения и восприятия. Но мы можем решить вопрос о погоде и не выходя из дома. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, человек правильно решит, что сегодня ветрено. Такой путь познания называется опосредованным, так как здесь знания получаются не прямо (непосредственно), а косвенно, посредством наблюдения некоторых явлений (высоты ртутного столбика в термометре, движения веток деревьев от ветра) и понимания связи между этими явлениями и погодой.
Второй путь приобретения знаний более сложный, но дает возможность получить их и тогда, когда непосредственные ощущения и восприятия не могут дать верных сведений о предметах и явлениях.
В истории науки известен случай, когда ученый-астроном, не видя планеты, посредством математических вычислений определил, где она должна быть. И действительно, спустя несколько лет ученые через особо мощный телескоп обнаружили ее. Именно такова история открытия планеты Плутон.
Приведем другой пример. Мне нужно налить горячей воды в стеклянный стакан. Я сначала осторожно наливаю кипяток, чтобы стакан не лопнул. Я не знаю, что будет именно с этим стаканом, но неоднократно наблюдал, что стакан лопается от горячей воды. Это качество (нестойкость к горячему) я обобщаю на все стеклянные стаканы.
Но обобщение невозможно без того, чтобы предварительно не выделить, не отвлечь такие свойства, как «быть горячим», «распадаться на части» иди «быть холодным», «сохраняться». Только после такого отвлечения (абстрагирования) мы эти выделенные свойства распространяем на те или иные множества (классы) вещей, т. е. обобщаем.
Итак, процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.
Мышление тесно связано с речью.
Благодаря мышлению мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: увидя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение. Так, еще задолго до запуска искусственного спутника Земли ученые точно определили его орбиту.
Человек очень мало приобрел бы необходимых ему сведений, если бы процесс познания ограничивался только тем, что непосредственно дают ощущения и восприятия. Мы не могли бы знать, что происходило на Земле до нас, так как не воспринимали минувших событий; не могли бы определить расстояние от Земли до Солнца: ведь непосредственно это расстояние измерить невозможно, и т. п. Нельзя увидеть глазом и нервные процессы, происходящие в мозге человека, между тем И. П. Павлов, изучая условные рефлексы, открыл некоторые важные законы деятельности мозга.
Именно человеческое мышление вооружило людей могуществом знания, дало возможность им подчинять себе силы природы. Но мыслительные процессы основаны на данных, полученных нами через ощущения и восприятия, которые нам сохранила память. Без этих психических процессов мышление невозможно.

к следующему параграфу ...