Воспроизведение и узнавание


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Многое из того, что мы воспринимали или делали, вспоминается (воспроизводится) без всяких усилий с нашей стороны, непроизвольно. Так, занимаясь историей, ученик может вспомнить исторический роман, который он читал. Это — непроизвольное (или непреднамеренное) воспроизведение.
Но очень часто мы вспоминаем что-либо с некоторыми усилиями. Так, например, ученик не сразу может припомнить теорему Пифагора. Он старается восстановить в памяти чертеж, который дан в учебнике, припоминает, что речь идет о прямоугольном треугольнике, о квадратах, построенных на его сторонах, и т. п. Наконец, ему удается вспомнить содержание теоремы.
Это — пример произвольного (или преднамеренного) воспроизведения. Прибегать к нему приходится очень часто, особенно в учебной работе.
Воспроизведение, связанное со значительными волевыми усилиями, требующее от человека определенного напряжения, называют припоминанием. Оно включает активную работу мысли и протекает легче, если воспроизводить те факты и обстоятельства, при которых мы воспринимали припоминаемый предмет или явление.
Узнавание тоже бывает непроизвольным и произвольным. Процесс узнавания происходит обычно легче, чем воспроизведение, так как оно опирается на повторное восприятие. Поэтому, даже припоминая, мы иногда применяем узнавание.
Так, забыв, как зовут нашего знакомого, мы начинаем перебирать в уме имена: Петя, Ваня, Сережа. Сказав про себя: «Коля», мы узнаем в этом слове имя знакомого.
Но узнавание не может быть критерием (мерилом) прочности и полноты запоминания. Иногда ученикам при повторном чтении учебного материала кажется, что они его усвоили. В действительности они его только узнали. Когда же школьники пытаются воспроизвести материал, не заглядывая в книгу, им становится ясно, что до запоминания еще далеко. Поэтому о качестве запоминания можно судить только по воспроизведению.

к следующему параграфу ...