.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Восприятие пространства и времени


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Все предметы окружающего нас материального мира находятся в пространстве, занимают в нем определенное место, имеют величину, объем и форму, расположены на том или ином расстоянии от нас и от других предметов. Отражение в нашем сознании этих пространственных свойств предметов называется восприятием пространства.
Кроме того, предметы материального мира находятся в движении и изменяются. Эти движения и изменения происходят в течение какого-то времени. Отражение в сознании человека последовательности и длительности движений и изменений предметов называется восприятием времени.
Материя, из которой состоит мир, всегда существует в пространстве и времени, или, как говорят философы, пространство и время — это формы существования материи.
Физиологической основой восприятия пространства и времени является совместная деятельность ряда органов чувств и коры больших полушарий мозга. Как же мы воспринимаем пространственные свойства предметов? Эти свойства мы прежде всего видим. Но дело не в одном только зрении. На сетчатке нашего глаза шар отражается в виде плоского круга, а куб — в форме квадрата: эти отражения еще не дают восприятия их объемности. Точно так же предметы, находящиеся на разном расстоянии, могут иметь равные по размерам изображения на сетчатке. Это не дает точного представления об их величине и расстоянии до них. Более правильные сведения о пространственных свойствах вещей мы получаем благодаря соединению зрительных и мышечно-двигательных ощущений.
Об этом говорит, например, то, что ребенок, не имеющий еще достаточного двигательного опыта, не обладает и правильными пространственными представлениями. Он может тянуться, пытаясь достать очень далекий от него предмет. Слепорожденные, которые после операции стали зрячими, вначале не могут путем зрительного восприятия отличить шар от круга. Только после ощупывания предметов руками они правильно указывают их пространственные свойства.
Для восприятия объемности вещей большое значение имеет бинокулярное зрение человека. При бинокулярном зрении на сетчатке получается два различных изображения того предмета, на который мы смотрим: в правом глазу отражается больше правая сторона предмета, в левом —левая. В нашем сознании эти изображения сливаются в одно, которое и дает впечатление объемности предмета. На этом качестве нашего зрения основано устройство стереоскопа, оптического прибора, в котором предмет, изображенный на двух снимках (с разных позиций), представляется нам в виде одного, но рельефного изображения.
Восприятию расстояний также помогает бинокулярность нашего зрения. Для восприятия удаленности предметов имеют значение ощущения, возникающие от так называемой конвергенции, т. е. сведения зрительных осей обоих глаз. Смотря на близкие предметы, мы чуть-чуть сводим глаза друг к другу; направляя свой взгляд вдаль, мы разводим их (зрительные оси как бы приближаются к параллельным прямым). Все эти движения глаз происходят совершенно непроизвольно. Но ощущения от сокращения глазных мышц, а также и другие признаки (увеличение или уменьшение четкости изображения, степень различения деталей и т. п.) говорят нам об удаленности предмета.
Восприятие времени дает нам представление о длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Периодические движения и равномерно происходящие изменения в природе (вращение Земли, смена дня и ночи, времен года) позволяют точно измерять время (год, месяц, сутки). Для оценки небольших промежутков времени (час, минута, секунда) мы пользуемся приборами (часами), где стрелки совершают один и тот же путь с одну и ту же единицу времени. Это — объективное измерение времени, оно осуществляется при помощи процессов, совершающихся вне нас, т. е. объективно.
Но оценка времени бывает и субъективной, т. е. зависит от представлений и переживаний, которые у нас появляются в течение определенного (оцениваемого) промежутка времени. Если этих представлений и переживаний мало, нам кажется, что время идет медленно. Оно тянется в одиночестве, когда человек не знает, чем заняться. Наоборот, если мы получаем много впечатлений, например путешествуя или совершая экскурсию, то мы считаем, что время мчится очень быстро.
Иначе оценивается время не в процессе его непосредственного сосприятия, а при воспоминании о нем. Те периоды, которые были насыщены впечатлениями и воспринимались очень короткими, теперь представляются нам весьма продолжительными; время же, проведенное однообразно и тянувшееся долго, при воспоминании кажется быстро промелькнувшим. Таковы особенности субъективной оценки времени.
Для развития восприятия пространства и времени большое значение имеют не только природные данные, но и учебная и трудовая деятельность человека, его профессия. Для некоторых видов работы нужна особенно хорошая пространственная ориентировка. Этого требует, например, труд водителей транспорта, охотников. Другие профессии требуют точной оценки скорости и продолжительности работы. Есть люди, обладающие сильно развитым «чувством времени», они часто встречаются среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей.

к следующему параграфу ...