.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Некоторые особенности восприятий


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Восприятие — активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека. Если мы любуемся картиной, неподвижно стоя около нее, все равно мы проводим какую-то мыслительную работу, иначе не удастся ничего ни осознать, ни как следует увидеть то, на что мы смотрим.
Обычно наше сознательное восприятие — не просто пассивное созерцание, а решение какой-то конкретной познавательной задачи. Можно сказать, что это особая перцептивная деятельность.
Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает. Допустим, в начале урока учитель смотрит на класс в целом, на многих детей, сидящих за партами. Но вот в какой-то момент он выделил из этих десятков учеников одно лицо, за которым следит. Этот ученик становится объектом восприятия учителя, а весь остальной класс представляет фон данного объекта.
Иногда объект и фон могут меняться местами. В этом заключается так называемая избирательность восприятия, когда из множества возбуждений, которые поступают в наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обращаем внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес, и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта.
Люди разных профессий по-разному будут воспринимать один и тот же предмет. Так, рассматривая цветок, художник обратит внимание на сочетание в нем красок; ботаник посмотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; агронома заинтересует он с точки зрения принадлежности к кормовым травам.
В процессе восприятия мы обычно объединяем отдельные элементы предмета в целое. При этом имеет значение не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определенному предмету. Допустим, мы видим две рядом стоящие деревянные ножки: они сделаны из одного и того же материала и окрашены в один цвет. Однако мы не соединяем их в одно целое, а, напротив, мысленно разъединяем, относя одну ножку к столу, а другую — к стоящему рядом стулу. Мы так делаем потому, что знаем эти предметы и осмысленно относимся к их восприятию.
Если мы смотрим в окно на виднеющиеся вдали телеграфные столбы, отражения их на сетчатке нашего глаза получаются очень небольшие, значительно меньше, чем то отражение, которое дает лежащий перед нами карандаш. Но с какого бы расстояния мы ни смотрели на столб и карандаш, первый постоянно будет восприниматься нами как большой, а второй — как маленький. В этом сказывается относительная константность, т. е. постоянство наших восприятий.

к следующему параграфу ...