Теория и практика


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Человеческая деятельность протекает в теоретической и практической форме. Примером теоретической деятельности может служить работа ученого, математика или физика, который фиксирует общие закономерности явлений в виде формул, правил, схем, таблиц и т. п. Примером практической деятельности может быть также работа физика, но изучающего предметы и явления природы путем наблюдения и эксперимента.
Практика чаще всего представляет собой материально-производствейную деятельность, направленную непосредственно на производство средств существования для человеческого общества и на производство средств производства.
Но почти в любой деятельности можно найти компоненты и теоретической и практической деятельности. В структуре деятельности такие компоненты, как постановка цели, планирование, выбор приемов работы, могут быть отнесены к теоретической, а остальные элементы — к практической деятельности.
В труде рабочего у станка тоже есть элементы практических и теоретических действий. Рабочий обдумывает процесс деятельности, планирует ее, находит лучшие приемы, вносит рационализаторские предложения, а не просто механически обрабатывает детали.
Теория строится на основе практики, ио нередко и сама предваряет ее. В истории науки есть немало фактов, когда ученые на основе чисто теоретических расчетов строили гипотезы, которые не сразу подтверждались конкретными наблюдениями и экспериментами.
Так, Д. И. Менделеев предположил существование нового химического элемента и описал его свойства задолго до того, как этот элемент был открыт в лаборатории.
По этому поводу Энгельс писал: «Менделеев доказал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов... Несколько лет спустя Лекок де Буабодран действительно открыл этот элемент...».
Марксистская психологическая наука рассматривает теоретическую и практическую деятельность, в тесной связи и взаимодействии друг с другом. Теоретическая деятельность, как и теоретическое мышление, исходит из данных чувственного познания (ощущений, восприятий) и практической деятельности. Без практики нет и не может быть правдивой, научной теории. Вместе с тем теоретическая деятельность служит нуждам практики, освещает ее путь и проверяется ею.
Вырастая на основе практической работы, теория оказывает на нее огромное влияние, совершенствует ее, дает возможность глубже понимать явления природы, их связь, предвидеть пути их дальнейшего развития. Благодаря теории и практике деятельность человека становятся глубоко сознательной, а потому и наиболее успешной.
Но успех деятельности зависит не только от того, в какой степени осознал человек и цель и приемы работы, но и от его волевой собранности, от его отношения к деятельности, выражаемого в чувствах. Если человек увлечен работой, горячо переживает ее успехи и неудачи, умеет мобилизовать себя на труд, то его деятельность будет плодотворной. Большую роль играет чувство долга перед обществом, которому подчинена сознательная деятельность человека.

к следующему параграфу ...