Устойчивость свойств личности и ее активность


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Несмотря на то что каждый человек в различных условиях нередко ведет себя по-разному, основные качества его личности отличаются некоторой устойчивостью, мало изменяются. Поэтому, зная человека, его психические особенности, можно определить, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах.
Вместе с тем психические процессы, психические состояния и свойства личности тесно связаны между собой, находятся в зависимости одно от другого. Так, особенности восприятия определяют такие свойства личности, как наблюдательность, способность особым образом воспринимать окружающий мир; от свойств внимания зависит внимательность; успешный процесс запоминания говорит о наличии важного свойства — хорошей памяти; особенности мышления характеризуют ум человека, чувства определяют психическое состояние людей, волевые процессы проявляются в чертах характера и т. п.
Тесная взаимная связь и взаимозависимость психических процессов, состояний и свойств человека обусловливают единство всех его качеств, или, как говорят, создают психологический склад личности.
Личность отличается активностью, т. е. способностью воздействовать на окружающую среду. Источником этой активности являются, во-первых, потребности личности, которые необходимо удовлетворять, во-вторых, влияния внешнего мира, на которые надо реагировать.
Потребности личности и условия, в которых она живет, находятся в постоянном взаимодействии. Человек как бы «уравновешивает» (по выражению И. П. Павлова) себя с окружающей средой. Его активность находится в зависимости от этой среды.
Поясним на примере. Человек, находясь дома, почувствовал потребность с еде. Он удовлетворяет эту потребность, для чего достает продукты из холодильника, буфета. Но если дома никакой пищи нет, тогда человек идет в магазин и приносит еду оттуда. В обоих случаях он проявил какую-то активность.
Предположим, что тот же человек почувствовал голод ночью. Он знает, что дома продуктов нет, а магазины в это время закрыты. В данном случае один источник активности — потребность — налицо, но второй ее источник — соответствующие внешние условия — отсутствует. Человек не будет проявлять активности и постарается подавить свою потребность до утра, когда появится возможность для ее удовлетворения.
Это пример простейшего проявления активности человека в зависимости от внешних условий его жизни в данный момент.
Поскольку человек живет в обществе, его активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, имеющей и личный, и общественный характер.
Активность человека качественно отличается от активности животных. Животные тоже активны в добывании средств существования. Но их активность обусловлена только врожденными физиологическими потребностями и направлена непосредственно на предметы окружающей природы, которыми и удовлетворяются эти потребности.
Активность человека связана не только с его физиологическими потребностями, но и специальными (в культуре, в знаниях, в общении, в труде и др.), которые являются результатом длительного исторического развития человеческого общества.
Особое значение в формировании и развитии личности имеет процесс обучения и воспитания человека, осуществляемый семьей и школой. Задача родителей и учителей и заключается в том, чтобы воспитывать в детях активность, которая проявлялась бы прежде всего в сознательном труде на пользу общества.
Воспитывая коммунистические убеждения, надо помнить, чго даже самая передовая идеология становится реальной силой только тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным действиям, определяет нормы их повседневного поведения.

к следующему параграфу ...