Возникновение и развитие психики в животном мире


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Миллионы лет назад на нашей Земле была только неживая природа и не было никаких живых организмов. Затем возникла жизнь, появились растения и животные. Возникновение жизни на 3емле — новая ступень в развитии материи, которая явилась более сложной по своему строению и приобрела особые свойства. Одним из них стало такое свойство, как, раздражимость, т. е. способность реагировать на внешние раздражения.
Уже у растений имеется это свойство: так, если прикоснуться к мимозе определенного вида, она свернет свои лепестки. Заметно реагируют на внешние раздражения даже простейшие животные: амебы и др.
При дальнейшем развитии материи на Земле появились животные с более сложным строением, которые стали обладать чувствительностью, т.е. способностью иметь ощущения, отражающие отдельные качества предметов.
Ощущения имеются уже у таких животных, как моллюски, членистоногие, черви. Следовательно, они обладают психикой. Чем большего развития достигают нервная система и мозг животного, тем более высокий у него и уровень психики. Наибольшего развития она достигла у человека.
Процесс постепенного (эволюционного) развития материи неизбежно вел к возникновению ее высшего свойства — психики, необходимой для существования живых организмов.
Весь длительный процесс психического развития живых организмов состоит из двух весьма различных периодов: развития психики у животных (оно подчиняется законам биологии: наследственности, изменчивости, естественному отбору) и развития сознания человека. Последнее развивается также и в соответствии с общественно-историческими закономерностями.
Развитие психики в животном мире было связано с появлением сложных психических процессов, дающих более совершенные формы отражения окружающей действительности и приспособления к ее изменениям. За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.
Для развития психики большое значение имеет образ жизни животного, который зависит от окружающей среды. Так, птицы, летающие в воздухе, и рыбы, живущие в воде, имеют менее развитую психику (что объясняется однообразием среды их обитания), чем многие наземные животные. Но зато птицы отличаются сильно развитым зрением, помогающим им издали разглядеть то, что может служить пищей.
У обезьян, живущих на деревьях, развилась ловкость; питание сердцевиной плодов обусловило появление тонких и точных движений рук, способствовало развитию умения всматриваться в предмет, манипулировать им и т. д. Такой сложный образ жизни обеспечил развитие у обезьян начатков мыслительной деятельности.
Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.

к следующему параграфу ...