Производственная деятельность трудящихся и развитие науки


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Мы уже отмечали, что материальное производство, осуществляемое трудящимися, является основой всего общественного развития, в том числе и развития духовной жизни общества, духовной культуры. В процессе труда развивались мышление и речь, познание и письменность. В процессе труда человек открывал свойства предметов и явлений природы, познавал её законы, подчинял себе природу.
Идеалисты твердят, что наука — это продукт «чистого разума» гениев, отдельных изобретателей, делающих свои открытия и изобретения в тиши кабинетов, в полной изоляции от общественной жизни и потребностей практики.
Опровергая идеалистические взгляды на развитие науки и техники, Ф. Энгельс писал, что наука отнюдь не является продуктом «чистого разума». Все науки возникают и развиваются на основе практической деятельности людей. Когда развитие производства порождает новую техническую потребность, то это имеет большее значение для науки и техники, чем десятки университетов. Да и университеты могут развивать науку лишь в том случае, если они связаны с жизнью, с практикой, с производством.
Производство создаёт и условия и средства для развития науки и определяет её задачи. Современная физика, химия, биология, медицина, математика, астрономия и т. д. немыслимы без сложных приборов и технического оборудования, которые может создать лишь современная промышленность. Все новейшие достижения в науке и технике — открытие радия, атомной энергии, изобретение телеграфа, телефона, самолёта, автомобиля, радио, кино, телевидения, вычислительных машин — порождены в конечном счёте развитием современного крупного машинного производства. Но всё это означает, что глубочайшим жизненным источником и основой развития науки является производственная деятельность трудящихся масс.
Этим отнюдь не отрицается и не умаляется роль отдельных выдающихся учёных и изобретателей в развитии науки и техники, роль гениальных людей, которые делают новые открытия, ведущие к переворотам в науке и технике. Этим не умаляется также огромная роль науки в развитии современного производства, ибо вся современная технология строится на научных основаниях.
Нельзя забывать также, что огромное количество открытий и изобретений сделано и делается не профессионалами-учёными, а практиками, малоизвестными и вовсе неизвестными в науке людьми, изобретателями из народа. Никто не может указать, кто «научил» людей добывать огонь и пользоваться им, кто «первый» создал лук, стрелы, молот, топор, пилу, первый плуг, прялку, ткацкий станок, ручную, водяную и ветряную мельницы, колесо, телегу, лодку и массу других изобретений, ибо они являются результатом деятельности многих поколений людей.
Верно, конечно, что в условиях рабовладельческого, феодального и буржуазного строя занятия наукой, а также искусством, политикой были монополией или привилегией имущих, эксплуататорских классов. Трудящиеся были лишены самых элементарных благ культуры, созданной их деятельностью, их усилиями и гением. Эксплуататорский строй подавлял и подавляет, калечит, душит миллионы народных талантов. Но, несмотря на это, из народных -масс выходили выдающиеся учёные, изобретатели, философы, художники. Великий русский учёный М. В. Ломоносов — сын рыбака-крестьянина, изобретатель паровой машины И. И. Ползунов — сын солдата, первый паровоз в России создали крепостные Е. А. и М. Е. Черепановы; выдающийся английский учёный-физик Фарадей — сын кузнеца, а сам в молодости работал переплётчиком; немецкий астроном Гаусс — сын ремесленника; изобретатель книгопечатания Гутенберг был шлифовальщиком стёкол; англичанин Джордж Стефенсон, изобретатель паровоза,— сын кочегара и сам в молодости был рабочим; изобретатель парохода Фультон был ювелиром; выдающийся учёный, преобразователь природы И. В. Мичурин был садоводом; выдающийся русский актёр Щепкин и украинский поэт Шевченко — сыновья крепостных и сами вначале были крепостными. Знаменитые композиторы: Берлиоз — сын врача, Гайдн — сын каретника, Глюк — сын лесничего, Бетховен — сын певца, Шопен — сын гувернёра. Этот перечень можно было бы увеличить именами выдающихся учёных, изобретателей, художников всех народов. А сколько изобретателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, создавших замечательные произведения искусства и техники, вышедших из недр всех народов, остались неизвестными! И сколько народных талантов погибло под гнётом рабства, феодализма и капитализма!

продолжение книги ...