.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Роль народных масс в политическом развитии антагонистических формаций


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


С момента раскола общества на классы с противоположными интересами вся история общества является историей борьбы классов — эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетённых.
Классовая борьба является движущей силой истории всех трёх антагонистических формаций. Эта борьба развёртывается в сфере экономической, политической и идеологической, причём концентрированным выражением экономической борьбы является борьба политическая, т. е. борьба за государственную власть, за государственное руководство всем обществом, за определённое изменение форм государственного строя. Это и понятно, ибо государство есть политическая власть экономически господствующего класса, который использует государственный аппарат как наиболее мощное оружие для подавления своих классовых врагов, для удержания других классов в подчинении и повиновении.
Главным вопросом политики, политической борьбы является вопрос о государственной власти. В сферу политики входят также отношения между нациями и государствами.
Какова роль народных масс в политическом развитии общества? Эта роль меняется от эпохи к эпохе в зависимости от смены способов производства, форм эксплуатации, общественного и государственного строя, но общим для всех антагонистических формаций является то, что трудящиеся массы остаются под гнётом господствующих, эксплуататорских классов—рабовладельцев, феодалов, буржуазии, которые всячески пытаются устранить трудящихся от участия в политической жизни, от руководства обществом и государством.
В рабовладельческом обществе основной класс производителей, трудом которого жило всё общество, не имел никаких гражданских и политических прав. Рабы были полностью устранены от участия в политической жизни общества. Бесправие рабов обусловливалось не только их экономическим положением, но и господствовавшим в обществе правом, законами и обычаями. Рабовладелец распоряжался жизнью и судьбой своих рабов.
В феодальном обществе крестьяне тоже были бесправным, низшим сословием. Все права, в том числе и право распоряжаться судьбой крепостных, были в руках высших сословий — дворянства и духовенства.
Капиталистический общественный и государственный строй, все порядки, создаваемые буржуазией, устраняют рабочих и других трудящихся не только от участия в управлении государством, но и от пользования даже теми куцыми правами, которые конституции буржуазных государств формально предоставляют всем гражданам. Свобода слова, печати, собраний, свобода личности, право на объединения, на политическую партию и т. п. — всё это превращается в пустой звук, в издевательство над рабочими, обречёнными на безработицу и нищету. Не может быть и речи о полной свободе слова, печати, собраний для трудящихся, если типографии, издательства, бумага, радио, помещения для собраний находятся в руках буржуазии. В упорной борьбе против буржуазии рабочие завоёвывают себе различные политические права: всеобщее избирательное право, право создавать профессиональные, политические и культурные объединения и организации, право на забастовки и демонстрации, добиваются законодательного ограничения рабочего дня, социального страхования и т. п. В буржуазном обществе конституции обычно провозглашают равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, личности, совести и т. п. Но все эти права для рабочих существуют больше на бумаге, формально, а не реально.
В антагонистических обществах массы трудящихся не только задавлены эксплуатацией, социальным, классовым гнётом, но и лишены благ культуры, образования. А неграмотный человек уже тем, что он неграмотен, лишён возможности активно участвовать в политической жизни. Ленин говорил, что до социалистической революции широкие массы трудящихся по сути дела стоят вне политики, всячески отстраняются от неё господствующими эксплуататорскими классами и их государственной властью. Это вовсе не значит, что трудящиеся массы не играли никакой роли в политическом развитии антагонистических общественных формаций, как может показаться на первый взгляд. Формы государственного строя, как показывает история, — это не результат свободной воли тех или иных государственных деятелей, а результат ожесточённой борьбы классов, в которой так или иначе, более или менее активно участвуют народные массы.
Так, например, формы рабовладельческих государств (республика, монархия, тирания, олигархия) устанавливались в древней Греции — в Афинах, Спарте, Македонии — в результате борьбы различных групп класса рабовладельцев, которые стремились привлечь на свою сторону массы свободного крестьянского и ремесленного населения, чтобы с их помощью победить своих противников. Реформы Солона и его конституция явились не результатом его свободной воли, а результатом борьбы между эвпатридами, (богатой родовой знатью) и демократическими слоями класса рабовладельцев. Политика Солона отражает острую борьбу между имущими и неимущими в древней Греции. Результатом этой борьбы явился компромисс между богатыми и средними слоями класса рабовладельцев. Конституция Солона устанавливала права и обязанности граждан в зависимости от величины их земельной собственности. Этим были ограничены права эвпатридов и удовлетворены интересы незнатных имущих слоев класса рабовладельцев. Чтобы удовлетворить эти интересы, Солон вынужден был обратиться к помощи демоса, народных масс, провести частичное или полное освобождение от долгов, тяготевших над многими афинскими землевладельцами, отменить личную кабалу за долги. Защищая интересы богатых рабовладельцев, он изображал себя перед народом его заступником, одинаково «справедливым» и к богатым и к бедным. «Простому народу, — говорит Солон, — я дал столько власти, сколько следовало. Я не лишил его законных прав, но и не дал ему ничего лишнего. Не обидел, далее, я и тех, кто имел в своих руках большие имущества и пользовался большим влиянием... Но, конечно, теперь должны горько разочароваться все, возлагавшие большие надежды на «грабёж полей богатых». Они полагали, что я потерплю их насилия и буду спокойно смотреть на их противозаконные действия». В то же время Солон убеждал аристократию, «сильных и богатых», идти на уступки недовольным массам, ибо иначе погибнет государство, а вместе с ним и господство богатой и сильной аристократии.
Какую большую роль в истории древнегреческих государств играли малоимущие слои свободного населения, показывает борьба между сторонниками демократии и сторонниками тирании и олигархии за привлечение этих масс на свою сторону. Так, например, Перикл, вождь демократической партии в Афинах, опираясь на более организованные элементы афинского демоса, привлекая на свою сторону народ подарками, угощениями, устройством празднеств, политикой «хлеба и зрелищ», победил вождя аристократической партии Фукидида. Но этой же политикой «хлеба и зрелищ» пытался привлечь массы на свою сторону Кимон, предшественник Фукидида.
Всё прогрессивное в политической жизни древней Греции было достигнуто прежде всего благодаря тому, что массы населения (демос) принимали участие в политической борьбе. С другой стороны, установленный в результате борьбы народных масс рабовладельческий демократический строй городов-республик Греции облегчал участие свободных масс в политической жизни этих республик.
В странах древнего Востока рабовладельческие государства, как правило, приняли форму деспотий, которые не благоприятствовали привлечению масс к политической борьбе. Экономической основой этих деспотий было патриархальное, натуральное хозяйство общин, слабое развитие обмена. Необходимость в централизованном искусственном орошении полей, без чего там не могло развиваться сельское хозяйство, усиливала значение центральной государственной власти. Государство рабовладельцев взяло на себя функцию организации общественных работ по поддержанию орошения и использовало эту функцию для самого грубого порабощения населения общин. Государство выступало там как юридический собственник земли, а рабовладельцы (а затем и феодалы) — как чиновники государства, распоряжавшиеся судьбами не связанных между собой общин. Широкие народные массы — эксплуатируемые массы рабов и крестьян-общинников — могли добиться облегчения своего положения лишь путём восстаний против эксплуататорского государства.
Примером такого восстания является восстание народных масс — рабов и общинников -крестьян — в Северном Китае в 18—27 гг. н. э. Восстание потерпело поражение, но борьба народа принудила господствующий класс к уступкам: рабы различных категорий получили свободу, снижены были налоги.
Рабовладельческий общественный и государственный строй в древнем Китае, Индии, Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, Персии, Карфагене, Риме и т. д. погиб под ударами восстаний рабов, крестьян-общинников и тех народов, которым рабовладельческие государства угрожали порабощением и разорением. Одним из таких восстаний в древнем Китае было восстание «жёлтых повязок» под руководством Чжан Цзио, вспыхнувшее в 184 г. н. э. и потрясавшее империю Хань более 20 лет. Оно было подавлено рабовладельческим государством лишь после длительной борьбы.
Наиболее крупным и организованным восстанием рабов, известным в истории античной Европы, было восстание во главе со Спартаком. Это восстание много лет держало в страхе рабовладельцев могущественной Римской империи.
Восстания рабов, часто сопровождавшиеся восстаниями крестьян-общинников, городских плебеев, а также восстаниями порабощенных соседних народов, наполняют всю историю рабовладельческих государств древнего мира. Эти восстания ускорили гибель рабовладельческого общества, а на его развалинах выросло феодальное общество.
Эпоха феодализма наполнена борьбой зависимых, крепостных крестьян и угнетённых горожан против феодалов. На усиление феодальной эксплуатации — на рост барщины, оброка и прочих феодальных повинностей — крестьяне и ремесленники отвечали то скрытой, то открытой борьбой, а иногда восстаниями. Восстания крестьян терпели поражения, но всё же вызывали те или иные изменения в общественном и государственном строе.
Борьба угнетённых масс находила различное отражение в идеологии господствовавших и угнетённых классов, влияла на развитие религии, морали, искусства, литературы, философии, исторической науки, культуры в целом.
Без изучения борьбы народных масс против эксплуатации и угнетения нельзя понять историю государственного строя и развития права. Эксплуататорские классы усиливали и «усовершенствовали» свой государственный аппарат — армию, полицию, чиновничество, орудия насилия и обмана для подавления трудящихся. Они видоизменяли законодательство для подавления народных масс. Народные восстания приводили к уступкам со стороны господствующих классов, к разным реформам, цель которых — разъединить силы восстания.
Прогрессивное значение народных восстаний заключалось прежде всего в том, что они закаляли и сплачивали передовые силы угнетённых классов, развивали их классовое сознание, создавали у них революционные традиции и способность к революционным массовым действиям, которые подрывали феодальный строй.
История России знает восстания крепостных крестьян под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. Многочисленные волнения крестьян в 40—50-х годах XIX века грозили вылиться в огромное восстание по всей стране и так напугали крепостников-помещиков и самодержавие, что они вынуждены были дать крестьянскую реформу «сверху», боясь того, чтобы крестьяне не взяли свободу сами и не уничтожили до основания весь феодальный строй.
История Китая знает многочисленные крестьянские восстания против феодального гнёта. В 610 г, на северо-востоке Китая, в Шаньдуне, вспыхнуло мощное крестьянское восстание, свалившее династию Суй. В 874 г. началась крестьянская война во главе с Ван Сянь-чжи и Хуан Чао. Отряды последнего заняли в 880 г. столицу Чанъань, казнили членов царского рода и объявили Хуан Чао императором. Война крестьян с феодалами продолжалась до 901 г. и, хотя она была жестоко подавлена, привела к падению Танской империи.
В 40-х годах XIV века в Китае начались движения против господства монгольских завоевателей, превратившиеся в вооружённые восстания крестьян и горожан. Эти восстания привели к изгнанию из страны монгольских завоевателей. Однако вслед за этим крестьянское движение было подавлено, власть феодалов восстановлена.
В 1628 г. в Шэньси началась крестьянская война, продолжавшаяся до 1644 г. Повстанцы создали армию с единым командованием и строгой дисциплиной. В 1644 г. они вступили в Пекин, казнили крупнейших феодалов и сановников, обложили богачей контрибуцией, отменили тяжёлые налоги, ликвидировали кабальные долги; крестьяне завладели землёй. Объединённые силы китайских и маньчжурских феодалов нанесли поражение восставшим крестьянам. Китайские феодалы в борьбе против крестьян пошли на прямую измену родине, предали свою страну, отдали её под власть чужеземных завоевателей. Маньчжурские завоеватели проводили политику усиления феодального гнёта, экономического и военного ослабления Китая с целью удержать своё господство над огромной страной. Эта политика превратила Китай в лёгкую добычу для капиталистических хищников.
Крупнейшее значение в истории Китая имела великая крестьянская война тайпинов. Эта война началась в 1851 г. в провинции Гуанси как восстание против феодального гнёта и маньчжурской династии Цин. Зачинателем и вождём его был выходец из крестьянской семьи Хун Сю-цюань, выступивший с проповедью всеобщего равенства и братства и с призывом создать «государство великого благоденствия». За ним шли крестьяне, горнорабочие, ремесленники, часть купечества и некоторые помещики, считавшие, что движение может привести к свержению маньчжурской династии и к утверждению их власти. В 1851 г. тайпины провозгласили создание в Гуанси своего государства, во главе которого стал Хун Сю-цюань. В 1853 г. армия тайпинов заняла Нанкин и сделала его столицей нового государства. Тайпины создали новый, демократический государственный аппарат, с широкой выборностью. Народ поддерживал тайпинов, так как они уничтожили ненавистное маньчжурское иго, конфисковали землю и имущество крупных чиновников и феодалов, установили свой «Закон о земле». Однако тайпины совершили ошибку — не ликвидировали господство феодалов по всей стране. Они допустили к командным постам помещиков, которые саботировали осуществление «Закона о земле», вели подрывную деятельность против народа и постепенно захватили всю власть в свои руки. Ошибками крестьян и классовыми противоречиями в лагере восстания воспользовались его враги — маньчжурское правительство, китайские феодалы и иностранные государства. Английское правительство в 1856 г. объявило Китаю войну, стремясь проникнуть во внутренние порты Китая. К разбойничьей войне Англии против Китая присоединилась Франция, деятельную дипломатическую и военную поддержку им оказывали США. Маньчжурское правительство капитулировало и подписало новые неравноправные договоры, закабалявшие Китай.
В результате иностранной интервенции, объединившейся с феодальной реакцией внутри страны, восстание тайпинов было подавлено. Но оно имело большое значение для развёртывания национально-освободительного движения, для пробуждения национального самосознания широких масс китайского народа. Это восстание, отличавшееся своим большим размахом, массовостью и длительностью, свидетельствовало о непреклонной воле китайского народа к борьбе против феодального гнёта и ига чужеземцев. Восстание тайпинов показало, что борьба против феодализма и борьба против чужеземного господства в условиях Китая были неотделимы друг от друга. Возникновение пролетариата и развитие его классовой борьбы в первой половине XX века положили начало новому этапу освободительной борьбы китайского народа против его внутренних и внешних врагов. Под руководством Коммунистической партии Китая эта борьба привела к полной победе китайского народа в 1949 г.

продолжение книги ...