Т-образная щетка для гриля лучше других справляется с очисткой.

Объективные законы развития общества и роль народных масс в истории


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Буржуазные критики марксизма, социологи-идеалисты твердили и твердят, что, признавая объективную закономерность, необходимость в развитии общества, марксизм-де превращает людей в марионеток экономической «необходимости, отрицает возможность сознательной, свободной деятельности людей. Так, идеологи народничества отождествляли детерминизм в общественной науке с фатализмом и обвиняли марксистов в фатализме.
Ленин показал, что эти утверждения неправильны и являются клеветой на марксизм. Признание детерминизма, т. е. причинной обусловленности явлений, не только не предполагает фатализма, а как раз и создаёт основу для активной, разумной, сознательной деятельности людей.
Идеалисты приписывают марксистам нелепый взгляд, согласно которому история совершается без людей, без их сознательных усилий. Но марксизму чужды подобные абсурдные теории автоматического действия законов истории помимо деятельности людей. Историю делают люди. Но они делают её не по произволу, а на основе объективных условий, определяющих их сознание и волю. Люди преследуют определённые цели, борются за определённые интересы, порождённые объективными условиями их жизни, их общественным бытием, экономическим положением, и прежде всего отношением к средствам производства. У капиталистов — одни цели, интересы, стремления, у пролетариев — противоположные, потому что противоположно их общественное положение в капиталистическом обществе.
На замечание Михайловского о том, что если признать возникновение капитализма закономерным, неизбежным и стихийным, то это значит признать, что чувства и разум людей при этом не присутствовали, Ленин писал: «Что это за чепуха, будто разум и чувство не присутствовали при возникновении капитализма? Да в чем же состоит капитализм, как не в известных отношениях между людьми, а таких людей, у которых не было бы разума и чувства, мы еще не знаем. И что это за фальшь, будто воздействие разума и чувства тогдашних «живых личностей» на «ход вещей» было «ничтожно»? Совсем напротив. Люди устраивали тогда, в здравом уме и твердой памяти, чрезвычайно искусные шлюзы и плотины, загонявшие непокорного крестьянина в русло капиталистической эксплуатации; они создавали чрезвычайно хитрые обводные каналы политических и финансовых мероприятий, по которым (каналам) устремлялись капиталистическое накопление и капиталистическая экспроприация, не удовлетворявшиеся действием одних экономических законов».
Действие объективных и даже стихийно действующих, «слепых», экономических законов вовсе не исключает, а предполагает активную сознательную деятельность людей, борьбу классов, которая порождается экономическим развитием общества.
Марксизм доказал, что именно признание объективной закономерности в развитии общества, детерминированности общественных явлений даёт твёрдую основу для действительно свободной созидательной деятельности людей. А идеалисты, сваливая причины всех общественных явлений на «свободную волю» людей, скользят по поверхности общественных явлений и принимают видимость явлений за их сущность. Только признание и познание законов развития общественных явлений дают возможность предвидеть ход событий и действовать не вслепую, а свободно, т. е. со знанием дела, и достигать цели, добиваться желаемых результатов. Что историю делают сами люди, это азбучная истина, но эта истина становится бессодержательной фразой, если не учитывается объективная закономерность действий людей, и прежде всего масс людей, классов.
Опор между историческим материализмом и идеалистическим пониманием истории заключается именно в том, существует ли объективная закономерность в общественной деятельности людей или деятельность людей ничем не обусловлена, беспричинна, не детерминирована. Если действия людей, классов исторически обусловлены, что неопровержимо доказано марксизмом, то эти действия и ход исторических событий можно научно предвидеть. Только на основе закономерности возможна целенаправленная и плодотворная деятельность народных масс, классов, партий и отдельных личностей. И, наоборот, если бы действия людей, классов в обществе не были ничем обусловлены, были бы беспричинны, представляли бы собой только проявления свободной воли, якобы независимой от внешнего мира, как утверждают идеалисты, в частности волюнтаристы, тогда нельзя было бы ничего предвидеть в развитии общества, и история предстала бы как царство хаоса и произвола. Тогда никто не мог бы действовать целенаправленно, свободно и успешно; все оказались бы рабами слепой случайности, вынуждены были бы действовать на авось. Не исторический материализм, а именно теория субъективных идеалистов и волюнтаристов логически приводит к абсурду, к отрицанию науки, к фатализму.
Но главным и решающим аргументом, опровергающим все теории идеалистов, является сама общественная практика, историческая действительность. Она целиком подтверждает положение исторического материализма о закономерности развития общества, истинность теории марксизма о том, что сознание и воля людей определяются их общественным бытием.
Обосновывая историческую миссию рабочего класса, Маркс и Энгельс ссылались поэтому не на его «свободную волю», а выясняли историческую необходимость классовой борьбы пролетариата за социализм. «Дело не в том, в чём в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества».
Цели и стремления пролетариев, как и цели и стремления других классов, определяются их общественным бытием, их экономическим положением, в конечном счёте — их отношением к средствам производства.
Что история общества движется через борьбу между различными классами, это видели некоторые историки и мыслители и до Маркса. Заслугой марксизма является то, что он открыл объективную закономерность возникновения классов и развития классовой борьбы.
Марксизм дал научное, материалистическое объяснение возникновения классов, классовой борьбы и государства. Он доказал, что классы, классовая борьба и государство возникли на определённой ступени развития общества и исчезнут на высшей ступени развития общественного производства, в коммунистическом обществе.
Неизбежность революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое марксизм выводит не из благих пожеланий отдельных людей, а из экономических законов развития капитализма. Это значит, что марксизм открыл объективную закономерность самой деятельности трудящихся масс, творящих историю.
Марксизм доказал, что классовая борьба с необходимостью идёт к диктатуре пролетариата, т. е. к установлению государственной власти рабочего класса. Диктатура рабочего класса является главным орудием уничтожения классов и представляет историческую необходимость при переходе от капитализма к коммунизму, от классового общества к обществу бесклассовому.
Отмечая эту заслугу Маркса, Ленин писал:
«Люди сами творят свою историю, но - чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».
Свобода человека не есть независимость его от условий и законов природы и общества. Свобода — это познанная необходимость и деятельность со знанием этой необходимости. И чем лучше и полнее люди познали эту необходимость, закономерную связь явлений, тем успешнее их действия по использованию сил и законов природы и общества в интересах общества.
В процессе своей общественной практики люди всё глубже познают законы общественного развития. А это в свою очередь обусловливает рост влияния сознательной деятельности людей на ход истории общества. История показывает рост сознательности и организованности народных масс в их борьбе за своё освобождение от гнёта и эксплуатации, рост их активности, возрастание значения их сознательности и организованности в развитии общества.
Особенно возрастает роль сознательной деятельности народных масс при переходе от капитализма к социализму и в условиях социализма, когда коренным образом изменяется положение трудящихся масс в обществе и осуществляется предсказанный Энгельсом исторический скачок из царства слепой необходимости в царство свободы. В результате утверждения социалистических производственных отношений, общественной собственности на средства производства действие объективных законов общества подпадает под сознательный и планомерный контроль трудящихся масс, освобождённых от эксплуатации и всякого иного социального гнёта.
Коммунистическая партия, руководствуясь марксистско-ленинской наукой о законах развития общества, вооружает народные массы знанием этих законов и тем самым повышает сознательность народных масс, организует и направляет их борьбу за своё освобождение, содействуя росту творческой инициативы и активности. Всё это делает ещё более значительной и решающей роль народных масс во всех областях общественной жизни.
В отличие от фатализма марксизм не считает, что ход истории кем-то заранее предопределён и осуществляется автоматически, независимо от сознательной деятельности людей. В действительности существуют разные и притом взаимоисключающие возможности. Та или иная возможность превращается в действительность не сама собой, а через усилия и действия людей, через борьбу различных классов, партий, отдельных личностей, которые стремятся познать и использовать эти возможности в своих интересах, в интересах данного класса или общества в целом.
Раскрывая преходящий характер капитализма, марксизм показывает, что переход от капитализма к социализму совершается путём революционной классовой борьбы народных масс против капитализма.
Действия людей всегда исторически детерминированы, определены объективными условиями общественного развития. Но когда объективные исторические условия для осуществления той или иной задачи имеются, тогда субъективный фактор, сознательная и организованная деятельность людей, становится решающим.
Развитие субъективного фактора, разумеется, тоже определяется всей совокупностью объективных условий, но, как известно, сознание людей отстаёт в своём развитии от их общественного бытия. Поэтому нередко бывает так, что объективные условия для решения той или иной исторической задачи уже имеются, а субъективный фактор, т. е. сознательность, решимость, организованность масс, классов, партий, отдельных личностей, не достиг такой степени, чтобы осуществить назревшие исторические задачи. Ни в природе, ни в обществе нет полного, абсолютного соответствия между всеми элементами и сторонами процессов развития, а всюду есть противоречия и несоответствия, которые постоянно возникают, преодолеваются и вновь возникают в процессе развития.
Вопрос о роли субъективного фактора — сознательности, организованности народных масс, классов, партий — в истории марксизм-ленинизм ставит и решает в соответствии с принципами материалистической диалектики, т. е. конкретно, в связи с условиями времени и места. Рассматривая любое общественно-историческое явление, мы должны различать в нём объективные условия, независимые от сознания людей, и субъективную сторону, мы должны понять объективную обусловленность сознательных действий людей и обратное воздействие субъективного фактора на объективные условия.
Возьмём, например, борьбу классов как движущую силу истории классового общества. Эта борьба закономерна, она порождена объективными, материальными общественно-экономическими условиями и отношениями: существованием частной собственности на средства производства и эксплуатации одной части общества другой. В этой борьбе надо видеть объективную и субъективную стороны.
Обобщая опыт революционных движений масс, Ленин указывал, что для победы революции недостаточно наличия объективных условий — революционной ситуации; для победы революции необходимы также известные субъективные перемены, изменения в сознании -масс, их решимость на революционную борьбу.
Для революционной ситуации, как указывает Ленин, характерны три главных признака: невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде своё господство, наличие серьёзного политического кризиса в стране; обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов; значительное повышение в силу указанных причин активности масс. «Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна. Совокупность этих объективных перемен и называется революционной ситуацией». Революционные ситуации были в России в 1859—1861 гг., в Германии—в 60-х годах XIX века, во многих странах Европы — в 1914—1918 гг., но не все они привели к революциям. Революции возникают лишь из такой революционной ситуации, когда к указанным выше объективным условиям присоединяется соответствующий субъективный фактор — «способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»». Ошибочно думать, указывал Ленин, что революционные классы всегда обладают достаточной силой для совершения переворота, когда этот переворот вполне назрел в силу условий общественно-экономического развития. Общество не устроено так разумно и так «удобно» для передовых классов. «Переворот может назреть, а силы у революционных творцов этого переворота может оказаться недостаточно для его совершения, — тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия».

продолжение книги ...