.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Теоретические основы марксистско-ленинского решения вопроса о роли народных масс в истории. Понятие народа


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Научное обоснование, роли народных масс в истории даёт всё учение марксизма-ленинизма об обществе, и прежде всего исторический материализм, являющийся распространением положений диалектического материализма на изучение общественных явлений, наукой об общих законах общественного развития, диалектико-материалистическим методом познания истории общества и его революционного преобразования. Научное обоснование роли народных масс в истории дают марксистское учение о законах развития и смены способов производства, учение о классовой борьбе как движущей силе развития классового общества, марксистско-ленинская теория и тактика революции и диктатуры пролетариата, включая сюда и теорию по крестьянскому и национально-колониальному вопросу, вся теория научного коммунизма, раскрывающая закономерности перехода от капитализма к социализму, закономерности построения коммунистического общества. Обоснование роли народных масс дают марксистско-ленинская теория о закономерностях развития базиса и надстройки, марксистская теория культуры, учение о коммунистической партии как вожде и организаторе трудящихся масс в их борьбе за победу коммунизма.
Марксизм-ленинизм решительно отметает идеалистические и метафизические, буржуазные и мелкобуржуазные, в том числе народнические, понятия о народе как о какой-то неизменной сущности, действующей вне времени и пространства, вне конкретно-исторических условий. Идеалистические теории большей частью изображают народ как косную, пассивную, инертную массу, как беспорядочную «толпу», лишённую разума, действующую слепо, стихийно и разрушительно, враждебную «порядку» и прогрессу, цивилизации и культуре. Эти теории, затушёвывая классовые антагонизмы буржуазного общества, противопоставляют народным массам избранные личности, «элиту», как главную движущую силу истории.
Марксизм-ленинизм в корне отвергает эти антинаучные, реакционные теории. Он дал единственно научное, ди а л ектико-материалистическое понятие о народе как социально-исторической категории. Марксизм-ленинизм рассматривает каждый народ в его историческом развитии, исследуя различные этапы этого развития, показывая, из каких общественных групп, сословий, классов состоит народ на том или ином этапе его истории, каковы условия жизни и деятельности, развития и борьбы различных слоев народа, какие из этих слоев по своему общественному положению, интересам, целям и устремлениям являются передовыми, прогрессивными, революционными и какие — отсталыми, консервативными, реакционными. Поэтому понятие народ изменяется и должно изменяться, чтобы правильно отражать историческое развитие народов, живущих и действующих в изменяющихся общественных условиях.
Терминами «народ», «народные массы» в нашей марксистской исторической и социально-политической литературе принято обозначать прежде всего основную массу людей всякого общества. Этим, разумеется, отнюдь не исключается употребление термина «народ» как в исторической науке вообще, так и особенно в этнографии и в другом смысле, для обозначения нации или таких исторических и этнографических понятий, как народность в отличие от рода, племени и нации. Народность или народ как этнографическая категория - это исторически возникшая при разложении первобытно-общинного строя и образовании классового общества общность людей, сложившаяся на базе общности языка и совместной жизни на общей территории в течение многих поколений. Основой, ядром народа во все времена является масса трудящихся, составляющая большинство населения в антагонистических общественных формациях и охватывающая всё население в доклассовом обществе и в коммунистическом обществе.
В таком смысле этот термин будет употребляться и в данной работе.
В классовом обществе народ расчленяется на классы, отличающиеся друг от друга по экономическому положению: по отношению к средствам производства, по источникам дохода, по своим экономическим и политическим интересам, целям и устремлениям. В антагонистическом классовом обществе основную массу народа составляют угнетённые, эксплуатируемые трудящиеся классы, противостоящие господствующим, эксплуататорским классам. В рабовладельческом обществе народ — это прежде всего эксплуатируемые рабовладельцами рабы и свободнорождённые плебеи, неимущие и малоимущие слои населения. В феодальном обществе — это крестьяне и ремесленники в отличие от феодалов, светских и духовных, которые сами противопоставляли себя народу как привилегированные сословия. В капиталистическом обществе — это пролетариат и крестьянство, трудовая интеллигенция, ремесленники, беднота города и деревни. До выступления пролетариата на историческую арену во главе народных движений нередко выступали выходцы или представители передовых слоев господствующих классов — рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Демократическая часть класса древнегреческих рабовладельцев, когда этот класс шёл по восходящей линии и содействовал прогрессу, возглавляла народ древней Греции в борьбе против рабовладельческой аристократии и в борьбе против чужеземных завоевателей. То же мы видим и в истории древнего Рима.
Московские князья, представлявшие класс феодалов, бояр и помещиков, возглавляли русский народ в борьбе против татарского ига и в борьбе против феодальной - раздроблённости, за укрепление централизованного русского государства.
Французская буржуазия в период буржуазной революции в конце XVIII века возглавляла французский народ, свергавший господство феодалов.
На протяжении трёх больших эпох (рабства, феодализма и капитализма) трудящиеся массы жили под гнётом эксплуататорских классов. Менялись формы эксплуатации и угнетения, но эксплуатация и угнетение сохранялись. Каждый новый класс эксплуататоров, идя к власти, для свержения господства прежних эксплуататорских классов вынужден был так или иначе опираться на народ, на угнетённые трудящиеся массы. Например, буржуазия Западной Европы, борясь против феодализма в эпоху буржуазно-демократических революций, вынуждена была опираться на широкие массы народа; её идеологи причисляли себя и свой класс к народу, противопоставляя народ аристократии, дворянству и духовенству, как паразитическому классу, бесполезному и вредному для общества.
Идеологи революционной буржуазии выступали от имени народа, отождествляя интересы буржуазии с интересами всего народа. Они имели на это некоторое право, поскольку борьба буржуазии против дворянства соответствовала и интересам широких народных масс. Но интересы эксплуататорских классов никогда не могли полностью совпасть с интересами большинства общества, эксплуатируемых масс народа. Буржуазия всегда оставалась эксплуататором трудящихся. Даже в борьбе против внешней опасности, против чужеземного порабощения, против общих внешних врагов интересы и стремления эксплуататоров и эксплуатируемых не могли слиться полностью, быть тождественными. И очень часто то, что эксплуататорские классы выдавали за общий народный интерес, на самом деле было их особым, эгоистическим классовым интересом.
Приходя к власти на плечах народа, каждый эксплуататорский класс использовал своё экономическое и политическое господство для того, чтобы подавлять народ, держать его в узде. Развитие каждого антагонистического общества ведёт к тому, что всё острее и глубже становятся противоречия, антагонизмы и конфликты между народными массами и господствующим классом эксплуататоров.
В наше время реакционная буржуазия своей политикой и всей своей деятельностью всё больше противопоставляет себя народу, вступает в непримиримый конфликт с ним и обнаруживает себя как сила антинародная. Она ведёт наступление на буржуазно-демократические свободы, попирает принципы суверенитета наций, предаёт национальные интересы своих стран ради сохранения своего господства и увеличения своих прибылей. Этим она всё больше ослабляет свои позиции и своё влияние в народе. Поэтому включать реакционную, антинародную, империалистическую буржуазию в понятие «народ» было бы неправильным.
Народ в современных капиталистических странах — это рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, трудящиеся классы и все прогрессивные силы общества, борющиеся против империализма, против колониализма, против империалистической агрессии и реакции. В эпоху империализма и пролетарских революций во главе народа, как правило, идёт пролетариат — самый передовой и до конца революционный класс общества, историческая задача которого — уничтожить всякую эксплуатацию человека человеком, построить коммунистическое общество.
Народные массы в современную эпоху совсем не те, какими они были в эпоху рабства, феодализма и восходящего, домонополистического капитализма. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, построение социализма в СССР, строительство социализма в европейских странах народной демократии, в Китайской Народной Республике и других народно-демократических странах Азии, коренным образом изменили облик народов этих стран и оказывают огромное влияние на развитие революционной борьбы народов всех стран мира.
В понятие «народ» в Советском Союзе — в стране победившего социализма — входит всё население: рабочие, крестьяне, интеллигенция. В народно-демократической республике Китая в понятие «народ» входят рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, ремесленники и национальная буржуазия, которая выступает против колониализма и участвует в революционном преобразовании страны.
Итак, к понятию «народ» надо подходить конкретно исторически, учитывая, на какой ступени развития общества находится та или иная страна, из каких классов состоит её население, в какой обстановке живёт и борется, какие задачи решает его основная масса. В наше время народные массы борются во всём мире против социального гнёта, за мир, демократию, за социализм, против колониализма, за национальную независимость. В этой борьбе растёт их политическая сознательность, решимость и организованность.
Диалектико-материалистический подход к понятию «народ» заключается в том, чтобы, исходя из экономического положения, интересов и стремлений отдельных классов и групп, составляющих общество в данную эпоху, определить их отношение к тем или иным общенародным задачам, их способность более или менее активно участвовать в решении этих задач. В. И. Ленин писал: «Употребляя слово: «народ», Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию». Маркс и Ленин указывали, что в период буржуазно-демократичеокой революции весь народ, т. е. рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, способен не только поддержать революцию, но и довести её до конца.
Говоря о движущих силах русской революции 1905 г., Ленин писал, что силой, могущей довести революцию до победы, «может быть только народ, т. е. пролетариат и крестьянство, если брать основные, крупные силы». В другом месте Ленин писал: «В глубокую ошибку впадают те, кто забывает, что с прогрессом революции, с ростом ее задач изменяется также состав классов и элементов народа, способных участвовать в борьбе за осуществление этих задач». Ленин ставил перед партией рабочего класса задачу поднимать и привлекать к революционной борьбе все слои народа, заинтересованные в победе революции.
Определяя движущие силы русской революции на двух её различных этапах — буржуазно-демократическом и социалистическом, — Ленин конкретизирует содержание «понятий «народ», «народная революция». На первый взгляд казалось, что поскольку движущими силами социалистической революции являются рабочий класс и беднейшее крестьянство, а в буржуазно-демократической революции — пролетариат и всё крестьянство, вся мелкая буржуазия, а при известных условиях даже и средняя и крупная буржуазия, то буржуазно-демократическая революция является как будто более массовой и народной, чем социалистическая. Однако с точки зрения диалектики, при глубоком исследовании действительности становится ясно, что дело обстоит как раз наоборот. Революция становится всё более народной и массовой по мере того, как от неё «отшатывается» колеблющаяся буржуазия, имущие слои, ибо на смену им идут снизу миллионные массы народа. Именно социалистическая революция поднимает к активному и решающему историческому творчеству «наинизшие низы» общества, самую толщу народа, самые широкие его массы — массы городского пролетариата и деревенской бедноты. Ведь не буржуазия и зажиточные слои, не верхушки города и деревни делают то или иное движение подлинно массовым и народным, а именно рабочий класс, батраки, беднейшее крестьянство, составляющие подавляющее большинство народа в любой капиталистической стране.
Марксизм-ленинизм выделяет в народе различные классы, выясняет положение, интересы и роль рабочего класса вовсе не для того, чтобы пролетариат замкнулся в самом себе, ограничил свои задачи узко понятыми классовыми интересами, отказался от решения общенародных задач и оторвался от остальных трудящихся масс, а для того, чтобы он ясно понял свою историческую роль ь гегемона, вождя всех трудящихся. Чтобы руководить революционной борьбой народных масс, пролетариат и его партия должны понимать интересы и стремления всех слоев народа, учитывать противоречия и общность их интересов. Пролетариат должен уметь провести свою самостоятельную политику на всех этапах революционной борьбы, стать ведущей, направляющей, руководящей и организующей силой народа в борьбе за прочный мир между народами, за демократию и социализм.

продолжение книги ...